На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПАНОРАМАLIVE

23 подписчика

Как снимали фильм «Пираты ХХ века»

14 февраля могло бы исполниться 70 лет кумиру миллионов зрительниц Николаю Еременко, но в 2001 г. его жизнь оборвалась. Одним из самых известных фильмов с его участием был первый советский боевик «Пираты ХХ века», снятый 40 лет назад. В первый же год он стал абсолютным лидером проката, даже обогнав фильм «Москва слезам не верит», – его посмотрели почти 90 млн зрителей! Во многом таким успехом он был обязан актерам, сыгравшим главные роли, – Талгату Нигматулину и Николаю Еременко, хотя последний получил и шквал гневных отзывов! Как снимали фильм «Пираты ХХ века»Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Автор сценария Станислав Говорухин | Фото: sensum-club.pro Сюжет фильма был основан на реальных событиях: в конце 1970-х гг. в газете «Известия» опубликовали заметку, в которой сообщалось о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Никто из членов экипажа не остался в живых, а 200 тонн груза были похищены. Узнав об этом, Станислав Говорухин загорелся идеей снять фильм с подобным сюжетом. Вместе со своим другом, режиссером Борисом Дуровым, он написал сценарий, но сам приступить к съемкам не мог, так как был занят работой над фильмом «Место встречи изменить нельзя», и режиссером «Пиратов ХХ века» стал Борис Дуров. Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Режиссер Борис Дуров | Фото: kino-teatr.ru Жанр боевика был новым для советского кинематографа, и на первых же этапах работы над фильмом его создатели столкнулись с серьезными препятствиями. Борис Дуров рассказывал: «Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности – товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?» В общем, опиум мы отстояли». Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Тадеуш Касьянов в фильме *Пираты ХХ века*, 1979 | Фото: sensum-club.pro Феномен популярности фильма объяснялся во многом и тем, что на экранах советские актеры демонстрировали приемы карате – боевого искусства, которое в те времена еще только начинало массово распространяться в СССР. Постановщиком боев в фильме был известный в Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, исполнивший роль боцмана. Карате также в совершенстве владел Талгат Нигматулин – актер родом из Киргизии. Его называли «советским Брюсом Ли» – восточными единоборствами он занимался всю жизнь, что ему очень пригодилось и в актерской профессии. Поначалу в фильме «Пираты ХХ века» он был задействован в массовке вместе с другими спортсменами, но режиссер обратил внимание и на его актерские данные, и на фактуру, и доверил ему роль главного злодея – пирата Салеха. Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Именно благодаря Нигматулину еще одна главная мужская роль досталась Николаю Еременко – они дружили еще со времен ВГИКа, где учились на одном курсе, и Талгат посоветовал ему прийти на пробы. У Еременко тоже была хорошая физическая подготовка, к тому же благодаря ярким внешним данным он идеально подходил на роль главного героя, и в «Пиратах» он сыграл старшего механика Сергея Веремеева. Как снимали фильм «Пираты ХХ века» И Еременко, и Нигматулин были молодыми, азартными и отчаянными – они сразу заявили режиссеру о том, что все трюки и боевые сцены будут исполнять самостоятельно, без помощи дублеров и каскадеров. И дрались они по-настоящему. Еременко вспоминал: «Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор. Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон». Но жертвы были оправданными: после выхода фильма на экраны тысячи мальчишек записались в спортивные секции, среди которых, конечно, лидировало карате. Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Во время съемки эпизода, где его герой прыгает со скалы на борт корабля, Еременко едва не погиб: «Эпизод снимался монтажно. Поэтому мне надо было прыгнуть как можно ближе к борту, чтобы было поменьше вранья. Что я и сделал. Но когда начал выныривать – о Боже! – чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. До сих пор не представляю, как удалось выбраться». А когда снимали сцену затопления судна и спасения женщин, на это ушла целая неделя, и актеру приходилось нырять столько раз подряд, что съемки приходилось останавливать из-за того, что у него шла носом кровь. Как снимали фильм «Пираты ХХ века» До этого фильма за Николаем Еременко закрепилось амплуа героя-любовника, и многие зрители не были готовы воспринимать его в новом образе, особенно после серьезных ролей – таких, как Жюльен Сорель из фильма «Красное и черное». Поэтому реакция на его новую работу была неоднозначной: кинокритики разнесли боевик в пух и прах, обвиняя его создателей в подражании западному кино, а многие поклонники были возмущены образом Еременко. Актер рассказывал: «С одной стороны было радостно, а с другой – как-то не по себе… Да и для любителей «Красного и черного» это был шок. Я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так пасть с высот искусства до такого низкого жанра?». А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по карате». Как снимали фильм «Пираты ХХ века» Фильм, который в 1980 г. стал лидером кинопроката, мог бы никогда не выйти на экраны – из-за обилия сцен жестокости и насилия его не хотели пускать во всесоюзный прокат. После того, как в 1979 г. работа над боевиком была завершена, его запретили к показу как «идеологически вредный» и отправили «на полку». Его судьбу неожиданно решил Брежнев: однажды кассета попала к нему на дачу, где он часто на досуге смотрел новые фильмы, и «Пираты» так его впечатлили, что вскоре их увидели миллионы зрителей, а сам боевик стал культовым. взято с сайта

в мире новостей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх